85.113(2)
   В 19


    Васькин, Александр Анатольевич.
    Сталинские небоскребы : от Дворца Советов к высотным зданиям / А. А. Васькин; фот. Ю. И. Назаренко. - М. : Спутник +, 2009. - 236 с. : ил. - Библиогр.: с. [231]. - ISBN 978-5-9973-0300-6 : 343.00 р.
    Содержание:
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова . - С .99-120
Министерство иностранных дел Российской Федерации . - С .121-142
Гостиница "Украина" . - С .143-156
Жилой дом на Котельнической набережной . - С .157-174
Дом у Красных ворот . - С .175-186
Гостиница "Ленинградская" . - С .187-200
Дом на Кудринской площади . - С .201-216
Неосуществленные проекты высотных зданий Москвы. Небоскреб в Зарядье и "чечулинский сундук" . - С .217-230
Список литературы . - С .[231]
ББК 85.113(2-2Мос)6
~РУБ 85.113(2)6

Рубрики: Искусство. Искусствознание

   Архитектура России--Россия--Москва, город, 20 в.


Кл.слова (ненормированные):
высотные здания -- сталинская архитектура -- небоскребы -- советская архитектура -- советские архитекторы -- биографии -- архитектурные проекты
Аннотация: Сталинская архитектура и ее воплощение в московских высотных зданиях - такова тема новой книги лауреата Горьковской литературной премии Александра Васькина. Влияние Сталина на развитие советской архитектуры стало особенно ощутимым в начале 1930-х гг., в период активной борьбы с конструктивистами-формалистами (Мельников, Леонидов и др.). В 1932 г., когда был создан Союз советских архитекторов, всем советским зодчим велено было творить только в стиле "социалистический реализм". Подобное развитие событий было характерно и для других видов искусства - музыки, живописи, литературы. Представители старой академической школы (Щусев, Жолтовский) активно поддержали сталинскую архитектурную политику, основанную в т.ч. и на разрушении памятников русского зодчества. Выдвинулись и молодые кадры (Алабян, Душкин, Чечулин и пр.). Социалистический реализм в архитектуре базировался на "освоении классического наследия" Древней Греции и Античного Рима. Яркий образец "освоения" - конкурс на проект Дворца Советов, гигантского сталинского небоскреба. Ради сооружения дворца снесли Храм Христа Спасителя на Волхонке (именно Сталин настоял на сносе храма, хотя архитекторы выбрали для строительства другое место). В книге вопрос рассматривается с несколько неожиданной стороны: что общего между Дворцом Советов в Москве и Купольным дворцом в Берлине? Как отреагировал Гитлер, когда узнал о строительстве Дворца Советов в большевистской столице? А после 1945 г. в советской архитектуре произошел крутой поворот - к "использованию традиций русской национальной архитектуры", результатом чего и стало возведение в Москве восьми сталинских высоток (одну из них так и не успели достроить). По замыслу вождя, со временем возведение высотных зданий должно было превратиться в индустрию, производящую небоскребы для крупных городов Советского Союза. В книге освещены самые разные аспекты темы: подробности создания проектов Дворца Советов и сталинских высоток, биографии архитекторов, почему одни из них получили Сталинские премии первой степени, а другие - лишь второй, непомерная стоимость строительства, отстранение архитектора Иофана от работы над проектом МГУ, пустота высотных шпилей, запроектированный наклон высотки у Красных ворот, участие зеков в строительстве и многое другое... А после смерти Сталина в 1953 г. высотки подверглись жесточайшей критике: Хрущев в пух и прах разнес проекты зодчих-высотников, разогнал Академию архитектуры, отобрал Сталинскую премию у архитектора Полякова и призвал покончить с архитектурой "свадебных тортов". А вместо высоток в Москве появились целые кварталы безликих и серых "хрущевок"... В книге немало цветных и черно-белых иллюстраций, позволяющих сравнить первоначальные проекты зданий с тем, что было построено впоследствии.
Доп.точки доступа:
Назаренко, Юлия Ивановна \фот.\

Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)