Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 87/О-75
Автор(ы) : Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б.
Заглавие : Основы философии науки : учеб. пособие для аспирантов . -Изд. 4-е
Выходные данные : Ростов н/Д: Феникс, 2007
Колич.характеристики :608 с
Серия: Высшее образование
Примечания : Библиогр.: с. 588-599
ISBN, Цена 978-5-222-11009-6:
ББК : 87я73
Предметные рубрики: Философские науки
Философия в целом
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): интеллектуальная деятельность--научная деятельность--научное познание
Содержание : ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ ; ГЛАВА I. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ; §1. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание ; §2. Научное знание как система, его особенности и структура ; §3. Наука и философия. Наука и искусство ; Соотношение науки и философии ; Специфика понятийного аппарата философии и науки   ; О статусе научности философии ; О практической значимости философии и науки ; О перспективах взаимоотношений философии и науки ; Наука и искусство ; §4. Классификация наук ; §5. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества ; ГЛАВА II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ ; §1. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. ; Преднаука и наука в собственном смысле ; §2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки ; §3. Средневековая наука ; §4. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре   ; §5. Наука в собственном смысле: главные этапы становления ; Классическое естествознание и его методология ; Революция в естествознании конца XIX — начала XX в. и становление идей и методов неклассической науки ; §6. Формирование науки как профессиональной деятельности. ; Возникновение дисциплинарно организованной науки ; §7. Технологическое применение науки. ; Формирование технических наук ; ГЛАВА III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ; §1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование ; §2. Особенности эмпирического исследования ; §3. Специфика теоретического познания и его формы ; §4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент ; §5. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации теории ; §6. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы Исследования ; §7. Научная картина мира, ее исторические формы и функции   ; ГЛАВА IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ; §1. Динамика научного знания: модели роста ; §2. Формирование первичных теоретических моделей и законов ; §3. Становление развитой научной теории ; §4. Проблемные ситуации в науке ; §5. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру ; §6. Общие закономерности развития науки ; Преемственность в развитии научных знаний ; Единство количественных и качественных изменений в развитии науки ; Дифференциация и интеграция наук ; Взаимодействие наук и методов ; Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации ; Теоретизация и диалектизация науки ; Ускоренное развитие науки ; Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма ; ГЛАВА V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   ; §1. Метод и методология ; §2. Классификация методов ; §3. Основные модели соотношения философии и частных наук ; §4. Функции философии в научном познании ; §5. Общенаучные методы и приемы исследования ; Методы эмпирического исследования ; Методы теоретического познания ; Общелогические методы и приемы исследования ; §6. Понимание и объяснение ; ГЛАВА VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ; §1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания ; Проблема научных традиций ; Многообразие научных традиций ; Возникновение нового знания ; §2. Научные революции как перестройка оснований науки ; §3. Глобальные революции и смена типов научной рациональности ; Открытие рациональности в философии античности ; Первая научная революция и формирование научного типа рациональности ; Вторая научная революция и изменения в типе рациональности ; Третья научная революция и формирование нового типа рациональности ; Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности ; ГЛАВА VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ ; §1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки ; §2. Освоение саморазвивающихся синергетических систем и новые стратегии научного поиска ; §3. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира ; §4. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки ; §5. Этические проблемы науки XXI в ; §6. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации ; §7. Сциентизм и антисциентизм ; §8. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов ; ГЛАВА VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ  ; §1. Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе ; §2. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт) ; §3. Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебера ; Наука и научный метод ; Специфика социального познания и его методов ; Категория «идеальный тип» ; Объективность и постулат «свободы от оценки» ; «Понимающая социология» ; §4. Философская герменевтика и гуманитарное знание (Г. Гадамер) ; §5. Особенности современного социального познания ; §6. Специфика методов социально-гуманитарных наук. ; О новой парадигме социальной методологии ; ГЛАВА IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ; §1. Наука как социокультурный феномен ; §2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности ; §3. Эволюция способов трансляции научных знаний ; §4. Наука и экономика. Наука и власть. ; Проблема государственного регулирования науки ; ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена "История и философия науки" ("Философия науки"), утвержденной приказом Минобразования РФ № 697 от 17.02.2004. Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано, прежде всего, на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также на научных работников, студентов и всех желающих составить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки.
Экземпляры : всего : ЧЗ-ОД(2)
Свободны : ЧЗ-ОД(2)
Доп.точки доступа:
Кохановский, В. П.
Лешкевич, Т. Г.
Матяш, Т. П.
Фатхи, Т. Б.