Борщ, Елена Викторовна.
    Интерьерные палимпсесты французской книжной иллюстрации XVIII века: проблема распознавания / Е. В. Борщ // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. ст. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2018. - Вып. 8. - С. 120-130

Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура

   Графика--История графики--Франция, 18 в.


Кл.слова (ненормированные):
изображение интерьера -- книжная графика -- книжные иллюстрации -- гравюры -- палимпсесты
Аннотация: Французские иллюстраторы XVIII в. оставили убедительный и точный портрет интерьера эпохи. Они предпочитали детальный метод изображения интерьера, что доказывает использование визуальных источников. Статья посвящена проблеме распознавания аналогов интерьерного фона в книжной иллюстрации XVIII века. Путем сравнительного анализа иллюстраций к одному литературному тексту сделана попытка установить первоисточники изображения. Для обозначения визуальных слоев изображения используется термин палимпсест. Тема раскрывается на примере иллюстраций Ш. Эйзена к "Сказкам и новеллам в стихах" Ж. де Лафонтена (1762). Интерьерные иллюстрации Ш. Эйзена сопоставляются с проектными гравюрами второй половины XVII - первой половины XVIII в. Одновременно иллюстрации Ш. Эйзена сравниваются с более ранними иллюстрациями Р. де Хооге, художников "Сюиты Лармессена" (1730) и Ш.-Н. Кошена-младшего (1743). В итоге сделан вывод о существовании нескольких палимпсестов образа интерьера в работах Ш. Эйзена: это интерьерные проекты "стиля Людовика XIV"; проекты интерьеров "стиля Людовика XV"; более ранние сюиты иллюстраций к тому же самому тексту; литературные иллюстрации к другим текстам. Обращение в 1750-х гг. к наследию архитекторов и декораторов второй половины XVII в. подтверждает закономерность этапа формирования французского неоклассицизма. Сравнительный анализ проектной и книжной гравюры, сопоставление разных сюит иллюстраций дает возможность реконструировать методы работы художников XVIII в.
Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ