Борщ, Елена Викторовна.
    В ареале европейских образцов: изображения эмоций в русской книжной иллюстрации 1790-х гг. / Е. В. Борщ // Quaestio Rossica. - 2019. - Vol. 7, N 2. - С. 539-555

Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура

   Графика--История графики, 18 в.


Кл.слова (ненормированные):
изображение эмоций -- книжные иллюстрации -- книжная графика -- гравюры
Аннотация: Обращение к иллюстрации русской переводной книги XVIII в. позволяет рассматривать проблему изображения эмоциональных состояний этого времени. Внимание сосредоточено на описании и анализе эмоций в российской серии иллюстраций, созданной на основе обращения к аналогичной западноевропейской, послужившей прототипом. Это иллюстрации издания "Превращений" Овидия (Москва, 1794-1795), которые были перегравированы (повторены) с изменениями по аналогичному голландско-французскому изданию, выпущенному на французском языке (Амстердам и Париж, 1732). Использован сравнительно-исторический метод изучения изображения эмоций. В ходе исследования изображения эмоций в российских иллюстрациях сопоставлялись не только с непосредственным аналогом - иллюстрациями 1732 г., но также с более ранними европейскими иллюстрациями к "Метаморфозам". Проводятся описание и сравнительный анализ эмоциональных реакций персонажей, анализируются приемы их изображения. Внимание уделено позам, жестам и мимике, которая интерпретирована с помощью увража Ш. Лебрена "Метод изображения страстей" (1698). Сделана попытка установить происхождение - иконографические и текстовые истоки изображения эмоций. Выявлено влияние на русскую серию иллюстраций итальянских, фламандских, французских и голландско-французских источников. Отмечается архаизм рассмотренной русской серии иллюстраций, которая транслировала стилевые образцы и эмоциональные модели галантной культуры. Сделан вывод о том, что иллюстрации данного издания не затронули более актуальный для 1790-х гг. "эмоциональный репертуар" сентиментализма, классицизма и романтизма, но транслировали визуальные образы уходящей в прошлое галантной культуры чувств.
Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ