Х 19 Хан-Магомедов, Селим Омарович (историк архитектуры). Конструктивизм - концепция формообразования / С. О. Хан-Магомедов ; Рос. Акад. архит. и строит. наук, НИИ теории архит. и градостроительства. - М. : Стройиздат, 2003. - 575 с. : ил. - Библиогр.: с. 558-565. - ISBN 5-274-01554-9 Содержание: Глава 1. Конструктивизм в системе концепций формообразования в XX веке (историко-теоретические проблемы) . - С .17-28 Глава 2. Предпосылки конструктивизма в технике, в стилеобразующих процессах и в концепциях формообразования конца XIX - начала XX века . - С .29-52 Кл.слова: модерн, неоклассицизм, железобетонные конструкции Российская школа инженеров-мостостроителей . - С .29-31 Гиперболоидные башни и сетчатые покрытия инженера В. Шухова . - С .32-35 Внедрение в строительство железобетонных конструкций . - С .36 В поисках рационального объяснения возникновения архитектурных форм . - С .37-38 Модерн, неоклассика и новая техника . - С .41-45 Глава 3. Разрушение образных стереотипов . - С .53-84 Футуристическая книга . - С .54-57 Ассоциация крайних новаторов живописи, выставка "5 х 5 = 25" . - С .58-61 Кубизм, городская среда и праздничное оформление . - С .69-71 Кубизм, футуризм и супрематизм в костюме, ткани и предметах туалета . - С .72-73 Символический романтизм - сложное архитектурное направление . - С .74-84 Глава 4. Ранний конструктивизм (роль ИНХУКа) . - С .85-180 Кл.слова: манифесты, пространственные конструкции Этап "От изображения - к конструкции" . - С .85 Контррельефы и Башня Татлина . - С .86-89 "Реалистический манифест" Н. Габо и Н. Певзнера . - С .90-93 Подведение итогов этапа "От изображения - к конструкции" (подготовка неопубликованного сборника с личными кредо конструктивистов) . - С .157-158 Доклад В. Степановой "О конструктивизме" . - С .53-84 Выставка "Конструктивисты" Медунецкого и Стенбергов и тезисы их доклада "Конструктивизм" . - С .170 Глава 5. Формирование теоретической концепции производственного искусства . - С .181-216 Кл.слова: производственное искусство Глава 6. ИНХУК, конструктивизм, ВХУТЕМАС и становление школы дизайна . - С .217-272 Глава 7. Конструктивизм в театре . - С .273-316 Кл.слова: театральное искусство, театральный конструктивизм Глава 8. Конструктивизм, производственное искусство и новая предметная среда . - С .317-400 Кл.слова: городская среда, предметная среда Оборудование и оформление городской среды . - С .317-326 Проблема реконструкции быта . - С .356 Конструктивизм и прозодежда В. Степановой, Л. Поповой, А. Родченко и др. . - С .368-379 Кл.слова: прозодежда, советская одежда Геометрические рисунки конструктивистов - "первая советская мода" в тканях (Л. Попова, В. Степанова) . - С .382-388 Кл.слова: советская мода, история моды, ткани Рационализация формы бытовой фарфоровой посуды . - С .389-397 Кл.слова: посуда, фарфор Глава 9. Полиграфический конструктивизм . - С .401-462 Кл.слова: политический плакат, киноплакат, книжное искусство Глава 10. Архитектурный конструктивизм . - С .463-534 Глава 11. Постконструктивизм . - С .535-552 ~РУБ 85.103(2)6; 85.103-022 Рубрики: Искусство. Искусствознание--Изобразительное искусство и архитектура России Кл.слова (ненормированные): КОНСТРУКТИВИЗМ -- постконструктивизм -- АВАНГАРД -- РУССКИЙ АВАНГАРД -- КУБИЗМ -- футуризм -- КУБОФУТУРИЗМ -- супрематизм -- ИНХУК -- ВХУТЕМАС -- ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ -- АРХИТЕКТУРНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ -- формообразование -- архитектурное формообразование -- дизайн -- полиграфия Аннотация: В книге подробно рассказано о конструктивизме - одном из самых известных творческих течений русского классического авангарда 1920-х годов - составной части формообразующих и стилеобразующих процессов искусства первой трети XX века. Соединение общестилевого и социального, характерное только для нашей страны, дало "искру", которая выбросила советское искусство далеко вперед Доп.точки доступа: Шухов, Владимир Григорьевич (русский инженер ; 1853-1939) Татлин, Владимир Евграфович (русский художник, график, дизайнер ; 1885-1953) Габо, Наум Борисович (русский, американский художник, скульптор и архитектор-конструктивист, теоретик искусства ; 1890-1977) Родченко, Александр Михайлович (советский живописец, график, скульптор, фотограф ; 1891-1956) Клуцис, Густав Густавович (советский художник-авангардист ; 1895-1938) Попова, Любовь Сергеевна (российский живописец, график ; 1889-1924) Веснин, Александр Александрович (советский архитектор-конструктивист ; 1883-1959) Лисицкий, Лазарь Маркович (Эль Лисицкий ; русский художник, архитектор ; 1890-1941) Степанова, Варвара Федоровна (советская художница и дизайнер ; 1894-1958) Экстер, Александра Александровна (русская художница-авангардистка, график, дизайнер ; 1882-1949) Гинзбург, Моисей Яковлевич (советский архитектор ; 1892-1946) Стенберг, Владимир Августович (советский художник-график ; 1899-1982) Стенберг, Георгий Августович (советский художник-график ; 1900-1933) Ган, Алексей Михайлович (советский художник, теоретик искусства ; 1839-1942) Экземпляры всего: 3 ЧЗ (3) Свободны: ЧЗ (3) |
Ч-49 Черневич, Елена. Графический дизайн в России, 1900-2000 / Елена Черневич. - М. : Слово/Slovo, 2008. - 121 с. : цв. ил. - ISBN 978-5-85050-900-2 Содержание: "Плакаты художественные", или История любви к слову "художественный" и ее метаморфозы . - С .3-15 История о том как во Вхутемасе не сложилась школа графического дизайна, как художники одержали верх над дизайнерами и создали школу искусства книги, здравствующую и поныне . - С .17-31 Полиграфический конструктивизм : первое и самое славное десятилетие русского графического дизайна. Драматическая история. - С .33-67 Второе пришествие графического дизайна и история его выживания в условиях невостребованности, 1962-1991 . - С .69-101 История чудесного превращения художников и не художников в дизайнеров-графиков, Happy end . - С .103-113 Именной указатель авторов иллюстраций . - С .117-120 ~РУБ 85.153(2) Рубрики: Искусство. Искусствознание Графика--Графика России--Россия, 1900-2000 Кл.слова (ненормированные): графический дизайн -- художники-графики -- плакаты -- шрифты -- пиктограммы -- ВХУТЕМАС -- дизайнерское образование -- полиграфический конструктивизм -- ВНИИТЭ -- Институт технической эстетики Аннотация: Это первая книга, посвященная русскому графическому дизайну. Она повествует об истории возникновения профессии дизайнера (в Советской России существовал только художник) и ее взаимосвязи с искусством книги. Разведение этих двух сфер деятельности к разным полюсам - явление, характерное только для советской и постсоветской культуры, хотя во всем мире книга принадлежит графическому дизайну. Исследование профессии подкрепляется богатым анализом советской культурной действительности, неотъемлемыми элементами которой стали такие явления, как полиграфический конструктивизм и футуризм. Вы узнаете, что именно футуристы первыми придумали "ненормальные книги" и подсказали дизайнерам-графикам многие идеи в оформлении печатной продукции. Увидите события, произошедшие в мире иллюстраторов, наиболее значимые произведения и тенденции развития профессии на рубеже XX-XXI вв. и познакомитесь с ключевыми фигурами в графическом дизайне. О русском графическом дизайне как об отдельном явлении до Елены Черневич не писал никто. Столетняя история (1900-2000 годы) нашего дизайна представлена в книге через выбранный автором круг событий и действующих лиц. Елена Черневич была прекрасным искусствоведом, профессионалом высочайшего уровня, человеком, про которого слова об уникальной роли в графическом дизайне и масштабе личности действительно не покажутся преувеличением. Собранный в книге графический материал впечатляет, но без текста он был бы не более чем хорошей подборкой картинок. Статьи Елены Черневич - эталонный сплав глубокого знания темы, общей эрудиции и мастерского владения русским языком. Рассказывая про отечественный дизайн, автор погружает читателя в прошедшую эпоху, рисуя целостный образ культурной жизни России XX века. Книга "Русский графический дизайн" с каждой страницей иллюстраций разворачивает перед читателем нашу историю, заставляет думать. Но "дизайн" - это не только слово с обложки. Форма оправдывает содержание оригинальным оформлением: под лаконичной белой обложкой сразу две книги, перевязанные черным шнурком. Так было задумано автором и блестяще реализовано дизайнером. При этом сделана книга просто, дизайн лишен "наворотов", а текст легко читается. Экземпляры всего: 9 ЧЗ (1), АБ (8) Свободны: ЧЗ (1), АБ (7) |
Х 19 Хан-Магомедов, Селим Омарович. Лазарь Лисицкий / С. О. Хан-Магомедов. - М. : С. Э. Гордеев, 2011. - 272 с. : ил. - (Кумиры авангарда). - Библиогр.: с. 267. - ISBN 978-5-91566-047-1 : 1100.00 р. Содержание: Годы учебы и участие в "еврейском ренессансе" . - С .14-23 Освоение супрематизма. Работа с Малевичем в Витебске . - С .24-40 Супрематизм Малевича и проуны Лисицкого . - С .41-78 Разработка Лисицким теоретической концепции проуна : тексты. - С .79-96 Методика преподавания Лисицкого и выход супрематизма в объем . - С .97-134 Резкий разворот в сторону архитектуры : трибуна, горизонтальные небоскребы, яхт-клуб и др. - С .135-164 Мастер выставочного ансамбля . - С .165-187 Реформа театра : творческие контакты с Мейерхольдом. - С .188-189 Один из пионеров современного дизайна . - С .190-197 Л. Лисицкий о социальных проблемах перестройки быта, новом типе жилища и его оборудовании . - С .198-205 Концепция визуальной книги Л. Лисицкого . - С .206-229 "Известия АСНОВА" и концепция формы Лисицкого . - С .230-264 ~РУБ 85.143(2)6-8 Рубрики: Искусство. Искусствознание Живопись России Аннотация: Эта книга посвящена творчеству Лазаря Лисицкого (1890-1941) - одного из важнейших мастеров русского художественного авангарда. Автор книги анализирует работу Лисицкого, прежде всего его вклад в развитие архитектурного аспекта понимания и применения художественного течения "супрематизм". Доп.точки доступа: Лисицкий, Лазарь Маркович (Эль Лисицкий ; русский художник, архитектор ; 1890-1941) Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |