Г 18 Гамзатова, Патимат Расуловна. Архаические традиции в народном прикладном искусстве : к проблеме культурного архетипа / П. Р. Гамзатова ; Гос. ин-т искусствознания. - М. : Либроком, 2014. - 208 с. - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-397-04377-9 : 425.00 р. Содержание: Введение . - С .5-32 Архетипическое в декоративно-прикладном искусстве (постановка проблемы, вопросы методологии) . - С .6-16 "Архаическое" в народном искусстве Дагестана . - С .17-32 "Мироустройство" - как архетип . - С .33-114 Мироустроительная функция архаического и народного прикладного искусства и некоторые особенности архаической образности . - С .34-46 О "структурирующей" функции архаической системы украшений . - С .47-54 Человек в новых пространственных отношениях (на материале ювелирного искусства 1980-х годов) . - С .55-65 Ковер как плоскость для построения пространства . - С .66-79 "Одарен шубой с царского плеча". Универсальная культурная модель и русская традиционная форма дара . - С .80-105 Амулеты и талисманы - несколько слов о концентрации смыслов . - С .106-114 Симметрия как знаково-пространственная система . - С .115-190 Архаическая традиция и дифференциация пространства . - С .116-126 Симметричные композиции в народном искусстве (форма - образ - смысл) . - С .127-140 Инобытийное пространство в традиционной культуре и художественных системах (универсальная модель, когнитивные аспекты) . - С .141-161 Homo sapience - пути развития (об архаической эстетике в постиндустриальном обществе конца XX века) . - С .162-168 Традиционная культура и рок: опыт сравнительного анализа . - С .169-190 О специфике функционирования архаической художественной системы . - С .191-201 К проблеме формирования художественно-стилистической дробности и этнического многообразия Кавказа . - С .192-201 ~РУБ 85.120 Рубрики: Искусство. Искусствознание Декоративно-прикладное искусство--Теория декоративно-прикладного искусства Кл.слова (ненормированные): народное прикладное искусство -- архаические традиции -- художественная культура -- архаическая культура -- симметрия Аннотация: В настоящей работе предпринята попытка изучения архаических художественных традиций, сохранившихся на протяжении многих веков в народном прикладном искусстве, с точки зрения проявления в них важнейших архетипов человеческого сознания, универсальных ментальных схем и принципов мироощущения. Именно поэтому основное внимание уделяется не отдельным мотивам и образам, а анализу наиболее значительных структурообразующих явлений, характерных для культуры архаического типа: "мироустроительной" функции прикладного искусства; симметрии как формообразующей, знаковой, художественной и понятийной системе, имеющей самое непосредственное отношение к пространственным структурам; локальности, как особому принципу функционирования художественной культуры архаического типа. В характерных для народного искусства отточенных, выверенных, духовно насыщенных художественных формах типические образы и базовые художественные структуры проявляются наиболее полно. По существу в них канонизируются определенные проявления человеческой души, что позволяет определить еще один ракурс изучения архаических традиций. Автор стремится раскрыть тему архетипического как проблему мироощущения, познания, фантазии, переживания, чувствования, в которых реализуются известные и неизвестные свойства человеческой натуры. Чувственно-эмоционально-познавательной основе художественного образа произведений прикладного искусства, актуальной для архаики и человеческой культуры вообще, уделяется особое внимание. Именно поэтому в книге анализ традиционного коллективного искусства связан с анализом многих явлений современной культуры и индивидуального творчества. Изучение логики взаимодействия древнейших образов и символов и введение новых теоретических понятий позволило выйти к проблеме когнитивных особенностей и моделей, проявляющихся в художественном творчестве. Перейти к внешнему ресурсу ОБЛОЖКА Экземпляры всего: 1 ЧЗ-ОД (1) Свободны: ЧЗ-ОД (1) |