85.103
   Л 73


    Локтев, Вячеслав Иванович.
    Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля) : учеб. пособие / В. И. Локтев. - М. : Архитектура-С, 2004. - 496 с. : ил. - (Специальность "Архитектура"). - Библиогр.: c. 475-483. - ISBN 5-9647-0036-5
    Содержание:
КОМПОЗИЦИОННАЯ РЕФОРМА МИКЕЛАНДЖЕЛО (конец XV-середина XVI в.)
Скульптура
Структура конфликта.
Диалогическое восприятие
Контрапост и анатомия
Психологическое объяснение контрапоста.
Полиизобразительность - полифония
Живопись
Композиционная техника противопоставлений
Лексика архитектурного полифонизма
Полифоническая версия ордера (контрапост и архитектоника)
Архитектурный "жест"
Архитектурная "поза"
Сквозной контрапост (диалогическое развитие темы)
Контрапост и поэтика антропоморфизма
Структура архитектурной метафоры
Особая выразительность (скульптурный прототип архитектурного образа)
Диапазон новой образности
Полифонический ансамбль (образ-метафора)
Многослойный контрапост.
Порядок противопоставлений
Политематическая композиция
Объёмно-пространственный ордерный контрапост (полифоническое прочтение наследия предшественников)
Архитектоника полиизобразительной (полифонической) композиции
Полифония смыслов.
Гипотеза метафорического прочтения фрески "Страшный Суд"
Конвертируемость композиционных приемов
Собор Св. Петра - фреска "Распятие Св. Петра"
Эффект сопричастности (композиционная технология художественного переживания)
Этапы становления полифонической манеры
"Контрапост жизни"
Поэзия. Аналог полифонической (полиизобразительной) выразительности
Композиция поведения
Повод к драматизации мировосприятия(духовный мир - настрой чувств - "художественная воля")
Предварительные итоги
СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО(середина XVI-начало XVII в.)
Художественная атмосфера
Разнообразие исторических периодизаций стиля
Разброс мнений
Стилевые приметы времени.
Распространение барочной манеры
Контуры "фронта искусств"
Необходимое условие формообразования
Эстетическая рефлексия стиля
Художественная практика. Композиционный аспект
Маньеризм и его интерпретаторы
Художественная задача, способы решения - композиционные техника и образность
"Классицизирующий академизм"
Картина музыкальной жизни
Наследники архитектурного полифонизма Микеланджело. Углубление реформы
Сравнение интонационной и зрительной манеры восприятия
Эмоции, настроение
Импровизация, естественность - расчет
Уточнение к Г. Вёльфлину
К истории базиликального фасада (проблема, варианты решений Микеланджело, Виньолы, Палладио)
Полифонический ансамбль (вилла Альдобрандини).
Ансамбль как процесс
Другие мастера барочной манеры (К. Мадерна, Д. Фонтана, К. Райнальди, Пьетро да Кортона)
Венецианская школа полифонистов. Художники Тинторетто, Веронезе, Тициан
Микеланджело да Караваджо (1571-1610)
Музыкальный стиль Венеции
Театрализация как искусство жизни и композиционная выразительность театрального спектакля
Трагикомическое в архитектуре и изобразительном искусстве.
Композиционный аспект
Тематика театрально-изобразительного контрапоста
10. Проблемы содержания стиля и причина барокко
Поиск идеологической подоплеки стиля
Многообещающий поворот в исследовании - вывод Г. Зедльмайра
От мировоззрения к структурным вопросам изображения
Готическое и барочное мироощущение
Потребность в гармонии и деструктивный фактор
Стилевой поиск гармонии и "внестилевая" эволюция искусства
События "исторического значения"
Контрреформация
К истории нестроения
Идеи - жизнеощущение - стиль
Устроение и нестроение духовного мира
От ренессансного мировоззрения к барочному жизнеощущению
Барочная парадигма и барочная форма
11. Направление стилевой эволюции
III часть
САМООСОЗНАНИЕ БАРОККО. ПОЛНОТА СТИЛЕВОГО ВОПЛОЩЕНИЯ (1620-е-1690-е гг.)
О различиях в подходе к барокко
Композиционный метод Высокого барокко
Трактовки и оценки стиля. Ситуация в искусствознании
Л. Бернини (1598-1680), Ф. Борромини (1599-1667)
Особенность перехода от ренессансного к барочному художественному видению
Модель пространственного мироощущения
Одновременность "изнутри и снаружи"
Поток превращений
Утрированная ("неправильная") перспектива
Пульсирующее пространство.
Пластический контрапост и непрерывность противопоставления
Сопричастность пространству
Прерывистость пространства и непрерывность пластического выражения движения
Полифоническая структуризация архитектурной формы.
Идея "бесконечного развития"
Активное пространство барочной площади.
Антипод ренессансной глубины
Градостроительный барочный ансамбль
Барочные "интерьеры" города
Гварино Гварини. Завершающая фаза композиционной реформы. Философия стиля
Наследование полифонического опыта предшественников, собственные открытия
Проект ц. S. Anna Reale. Париж
Проект Casale S. Filippo Nerl и др
Вторая композиционная реформа барокко
Востребованность типологических стереотипов Возрождения
Идейное углубление барочного мироощущения и обогащение палитры полифонической выразительности
Универсальный язык полифонизма
Метафорическая образность.
Театрализованная выразительность
Полифонический принцип развития темы.
Структура образа-символа
Стилевая проблематика в философских категориях
Архитектурный образ бесконечности
ББК 85.103(4Ита)4-022.04я73
~РУБ 85.103(4); 85.103-022

Рубрики: Искусство. Искусствознание

   История изобразительного искусства и архитектуры--Изобразительное искусство и архитектура Европы--Стили и направления в искусстве


Кл.слова (ненормированные):
АРХИТЕКТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ -- БАРОККО -- БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ -- ЖИВОПИСЬ БАРОККО -- МАНЬЕРИЗМ -- СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА
Аннотация: Нетрадиционный метод анализа, имитирующий композиционно-образное мышление художника и критическое осмысление опыта предшествующих исследователей проблемы стиля итальянского барокко приводит автора к принципиально новой интерпретации искусства барокко в целом и творчества Микеланджело как инициатора архитектурного и изобразительного полифонизма в искусстве
Доп.точки доступа:
БЕРНИНИ, ЛОРЕНЦО (1598-1680)
КАРАВАДЖО, МИКЕЛАНДЖЕЛО (1573-1610)
Микеланджело, Буонарроти (итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель ; 1475—1564)
ГВАРИНИ, ГВАРИНО

Экземпляры всего: 4
ЧЗ (4)
Свободны: ЧЗ (4)


   85.103
   Б 79


    Большая история искусства : в 16 т. / гл. ред. Филиппо Мелли. - Пер. изд. - М. : Слово/Slovo, 2009 - . - ISBN 978-5-387-00042-3.
   Т. 7 : XVI век / авт. текста Сузанна Бурикки ; пер. с итал. Ю. А. Гинзбург. - 2009. - 408 с. : цв. ил. - ISBN 978-5-387-00049-2
    Содержание:
Флоренция и рождение "современной манеры" . - С .17-66
Текучесть бытия на портрете : "Джоконда" Леонардо. - С .21
"Мадонна с Младенцем" Рафаэля : вариации на тему. - С .36
Классические и антиклассические тенденции в живописи . - С .42-53
Первенство Рима в искусстве . - С .67-116
Кл.слова: античная архитектура, собор Святого Петра
Центрические здания : крупный план. - С .74-75
"Афинская школа" Рафаэля : анализ произведения. - С .86-89
Портреты и алтарные образы . - С .93-99
Работа Рафаэля для Агостино Киджи и его деятельности как архитектора . - С .105-110
Рим во времена Браманте, Рафаэля и Микеланджело . - С .111-116
Венеция и рождение тональной живописи . - С .117-168
Кл.слова: венецианские традиции, светские сюжеты
Раннее творчество Тициана : между натурализмом и классической мерой. - С .131-168
Кл.слова: мифологические сюжеты, доспехи
"Поклонение волхвов" Альбрехта Дюрера : анализ произведения. - С .158-161
Местные школы в первой половине XVI в. . - С .169-208
Кризис Возрождения : основы маньеризма. - С .209-260
Кл.слова: римские художники, меценаты
Римский меньеризм и школа Рафаэля . - С .224-227
Микеланджело-архитектор . - С .252
Последние скульптуры Микеланджело . - С .253
Флорентийское искусство при дворе великих герцогов . - С .261-304
Вазари-архитектор . - С .271-273
Сады эпохи Возрождения : крупный план. - С .302-304
Венеция и прилегающие к ней внутренние области во второй половине XVI в. . - С .305-346
Кл.слова: мода, архитектурные декорации
Соотношение пространства и света в картине "Даная" . - С .314
Архитектура Андреа Палладио . - С .336-346
Кл.слова: театры, венецианские церкви
Эпоха контрреформации . - С .247-397
Хронология . - С .398-403
Указатель художников . - С .404-406
ББК 85.103(4)43я20
~РУБ 85.103 + 85.103(4)

Рубрики: Искусство. Искусствознание

   Изобразительное искусство и архитектура Европы--Италия--Франция--Испания, 16 в.


Кл.слова (ненормированные):
Возрождение (эпоха) -- маньеризм -- скульптура -- живопись -- надгробия -- гробницы -- религиозные сюжеты -- виллы -- гравюра -- итальянские архитекторы -- итальянские художники -- ювелирное искусство -- ткани -- вышивки -- гобелены -- теория архитектуры -- история архитектуры -- венецианские соборы -- фрески -- театры -- настенная живопись -- Сан-марко площадь
Аннотация: Седьмая книга Библиотеки "Большая история искусства" посвящена веку расцвета и кризиса искусства. Леонардо пишет Джоконду, Брамэнте начинает строительство собора Святого Петра, Микеланджело работает над гробницей Юлия II и Сикстинской капеллой, Рафаэль расписывает Ватиканские станцы. К 1520 г. Высокое Возрождение достигает своей вершины и возникает кризис. Живопись становится все более вычурной, превращается в маньеризм, который затрагивает не только Италию, но и Францию в Фонтенбло, и Испанию в Эскориале. Церковь на Тридентском соборе диктует художникам железные правила, которых почти все придерживаются до конца столетия. Все это оживает в увлекательном авторском рассказе и превосходных иллюстрациях. Книга адресована всем, кто интересуется искусством.
Доп.точки доступа:
Мелли, Филиппо \ред.\
Бурикки, Сузанна
Гинзбург, Ю. А. \пер.\
Леонардо да Винчи (итальянский художник ; 1452-1519)
Микеланджело, Буонарроти (итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель ; 1475—1564)
Рафаэль, Санти (итальянский художник ; 1483 —1520)
Браманте, Донато (итальянский архитектор ; 1444—1514)
Джорджоне (итальянский художник ; 1476/77—1510)
Беллини, Джованни (итальянский живописец ; 1430-1516)
Тициан (итальянский художник ; 1477—1576)
Лотто, Лоренцо (итальянский художник ; ок. 1480-ок. 1555)
Дюрер, Альбрехт (немецкий живописец и график ; 1471 —1528)
Босх, Иероним (нидерландский художник ; 1450—1516)
Челлини, Бенвенуто (итальянский скульптор, ювелир, живописец ; 1500 — 1571)
Вазари, Джорджо (итальянский живописец, архитектор и писатель ; 1511—1574)
Веронезе, Паоло (итальянский художник ; 1528—1588)
Палладио, Андреа (итальянский архитектор ; 1508—1580)

Экземпляры всего: 2
ЧЗ (1), РФШ (1)
Свободны: ЧЗ (1), РФШ (1)