О-75 Основы философии науки : учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 608 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 588-599. - ISBN 978-5-222-11009-6 Содержание: ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ ГЛАВА I. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ §1. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание §2. Научное знание как система, его особенности и структура §3. Наука и философия. Наука и искусство Соотношение науки и философии Специфика понятийного аппарата философии и науки О статусе научности философии О практической значимости философии и науки О перспективах взаимоотношений философии и науки Наука и искусство §4. Классификация наук §5. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества ГЛАВА II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ §1. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле §2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки §3. Средневековая наука §4. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре §5. Наука в собственном смысле: главные этапы становления Классическое естествознание и его методология Революция в естествознании конца XIX — начала XX в. и становление идей и методов неклассической науки §6. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки §7. Технологическое применение науки. Формирование технических наук ГЛАВА III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ §1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование §2. Особенности эмпирического исследования §3. Специфика теоретического познания и его формы §4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент §5. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации теории §6. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы Исследования §7. Научная картина мира, ее исторические формы и функции ГЛАВА IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ §1. Динамика научного знания: модели роста §2. Формирование первичных теоретических моделей и законов §3. Становление развитой научной теории §4. Проблемные ситуации в науке §5. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру §6. Общие закономерности развития науки Преемственность в развитии научных знаний Единство количественных и качественных изменений в развитии науки Дифференциация и интеграция наук Взаимодействие наук и методов Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации Теоретизация и диалектизация науки Ускоренное развитие науки Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма ГЛАВА V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ §1. Метод и методология §2. Классификация методов §3. Основные модели соотношения философии и частных наук §4. Функции философии в научном познании §5. Общенаучные методы и приемы исследования Методы эмпирического исследования Методы теоретического познания Общелогические методы и приемы исследования §6. Понимание и объяснение ГЛАВА VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ §1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания Проблема научных традиций Многообразие научных традиций Возникновение нового знания §2. Научные революции как перестройка оснований науки §3. Глобальные революции и смена типов научной рациональности Открытие рациональности в философии античности Первая научная революция и формирование научного типа рациональности Вторая научная революция и изменения в типе рациональности Третья научная революция и формирование нового типа рациональности Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности ГЛАВА VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ §1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки §2. Освоение саморазвивающихся синергетических систем и новые стратегии научного поиска §3. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира §4. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки §5. Этические проблемы науки XXI в §6. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации §7. Сциентизм и антисциентизм §8. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов ГЛАВА VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ §1. Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе §2. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт) §3. Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебера Наука и научный метод Специфика социального познания и его методов Категория «идеальный тип» Объективность и постулат «свободы от оценки» «Понимающая социология» §4. Философская герменевтика и гуманитарное знание (Г. Гадамер) §5. Особенности современного социального познания §6. Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии ГЛАВА IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ §1. Наука как социокультурный феномен §2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности §3. Эволюция способов трансляции научных знаний §4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки ЗАКЛЮЧЕНИЕ ~РУБ 87 Рубрики: Философские науки Философия в целом Кл.слова (ненормированные): интеллектуальная деятельность -- научная деятельность -- научное познание Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена "История и философия науки" ("Философия науки"), утвержденной приказом Минобразования РФ № 697 от 17.02.2004. Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано, прежде всего, на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также на научных работников, студентов и всех желающих составить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки. Доп.точки доступа: Кохановский, В. П. Лешкевич, Т. Г. Матяш, Т. П. Фатхи, Т. Б. Экземпляры всего: 2 ЧЗ-ОД (2) Свободны: ЧЗ-ОД (2) |