Койнова, Надежда Викторовна. Роль ВХУТЕМАСа и Баухауза в становлении образования в области промышленного дизайна / Н. В. Койнова> // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2011. - N 1. - С. 87-92 Рубрики: Техника Техническая эстетика Кл.слова (ненормированные): дизайн-образование -- промышленный дизайн -- дизайнерские школы -- архитектурные школы -- русские дизайнеры -- немецкие дизайнеры Аннотация: Рассматривается влияние ВХУТЕМАСа и Баухауза на систему обучения дизайну, выявляются параллели и связи между ними, проводится сравнительный анализ проектной методологии Баухауза и ВХУТЕМАСа, прослеживается формирование дизайн-образования на основе опыта этих школ. Доп.точки доступа: Баухаус (Высшая школа строительства и художественного конструирования) (1919) (Веймар) ВХУТЕМАС, художественные мастерские |
Койнова, Надежда Викторовна. Развитие представления о форме в методологии первых школ-дизайна - ВХУТЕМАСА и БАУХАУЗА [Электронный ресурс] / Н. В. Койнова> // Архитектон: известия вузов. - 2011. - Прил. к N 2 (34). - Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2011_22/077 Рубрики: Техника Техническая эстетика Кл.слова (ненормированные): высшее художественное образование -- школы-дизайна -- ВХУТЕМАС -- БАУХАУЗ Перейти к внешнему ресурсу |
Бурцев, Александр Геннадьевич. Конструктивизм: воплощение творческого метода в постройках / Е. А. Мифтакова, А. Г. Бурцев> // Новые идеи нового века - 2010 : мат. X Междунар. науч. конф. - Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2010. - Т. 1. - С. 309-311 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура История архитектуры--Россия--Москва, город--Свердловск (Екатеринбург), город, 20 в.; 1920-1930 Кл.слова (ненормированные): советская архитектура -- конструктивизм -- язык конструктивизма -- творческий метод -- архитектурные манифесты -- творческие кредо -- ИНХУК -- ВХУТЕМАС -- Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) -- ВХУТЕИН -- Высший государственный художественно-технический институт (ВХУТЕИН) -- ОСА -- объединение советских архитекторов (ОСА) Аннотация: Исследуется творческий метод и его фактическая реализация вгородах Москва и Свердловск (Екатеринбург) эпохи конструктивизма 20-30-х гг. ХХ века. На примерах воплощенных построек анализируются основные принципы и черты, присущие творческому методу конструктивизма. Выявляются различия в реализации с одной стороны - в столице государства, с другой - в регионе. Доп.точки доступа: Мифтакова, Е. А. Гинзбург, Моисей Яковлевич (уральский архитектор ; 1892-1946) Веснин, Александр Александрович (русский советский архитектор, театральный художник ; 1883-1959) Голосов, Илья Александрович (русский советский архитектор-авангардист ; 1883-1959) Мельников К. С., Константин Степанович (московский архитектор-авангардист ; 1890-1974) Леонидов, Иван Ильич (русский архитектор-конструктивист ; 1902-1959) Чернихов, Яков Георгиевич (русский архитектор ; 1889-1951) |
Крохалев, Виталий Сергеевич. Методологическая база ВХУТЕМАСа как основа научной и проектной деятельности в промышленном дизайне XXI века / В. С. Крохалев> // Общественные науки : Всерос. науч. журн. - 2010. - N 6. - С. 101-105. - Библиогр.: с. 105 Рубрики: Техника Техническая эстетика Кл.слова (ненормированные): промышленный дизайн -- ВХУТЕМАС -- проектная деятельность -- научная деятельность Аннотация: Об истории промышленного дизайна, о становлении российского дизайна. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СБОРНИКА |
Крохалев, Виталий Сергеевич. Методологическая база ВХУТЕМАСа как основа научной и проектной деятельности в промышленном дизайне XXI века / В. С. Крохалев> // Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации : материалы Всерос. науч. конф. - М., 2010. - С. 112-113 |
Смирнов, Леонид Николаевич. Творческое наследие ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в архитектуре Свердловской области / Л. Н. Смирнов> // Стройкомплекс Среднего Урала. - 2020. - N 7. - С. 65-66 : ил. Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура История архитектуры--Россия--Свердловская область Кл.слова (ненормированные): ВХУТЕМАС -- ВХУТЕИН -- архитектурные вузы Аннотация: В конце 2020 года исполняется 100 лет со дня основания легендарного художественно-технического вуза ВХУТЕМАСа, стоявшего у истоков формирования новаторских творческих направлений в советской архитектуре и дизайне. В 1928 году Высшие государственные художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) были переименованы в Высший государственный художественно-технический институт (ВХУТЕИН), это название вуз имел до момента расформирования в 1930 году. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ |
Смирнов, Леонид Николаевич. Архитектурно-градостроительное наследие выпускников и преподавателей ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в городах Среднего Урала / Л. Н. Смирнов> // Архитектура и строительство России. - 2020. - N 3. - С. 64-69 : ил. - Библиогр.: с. 69 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура История архитектуры--Россия--СССР, 1920-1930-е гг. Кл.слова (ненормированные): ВХУТЕМАС -- ВХУТЕИН -- конструктивизм -- общественные здания -- промышленные города -- районная планировка -- архитектурное наследие Аннотация: Даны объекты творческого наследия архитекторов, выпускников ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в городах Среднего Урала в конце 1920-х - начале 30-х годов. По результатам конкурсов эти зодчие участвовали в реализации своих авангардных архитектурных проектов, в которых воплощали новую стилистику и типологию общественных и жилых зданий, и экспериментальные приемы градостроительства в соответствии с задачами развития социалистического общества. Анализ отдельных нереализованных конкурсных проектов выпускников вуза позволяет оценить их творческий потенциал в разработке конкурсных объектов. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ |
Явейн, Олег Игоревич. Архитектура как поиск истоков пространственности (к 100-летию ВХУТЕМАСа) / О. И. Явейн, Ю. С. Янковская> // Архитектура и строительство России. - 2020. - N 3. - С. 22-27 : ил. - Библиогр.: с. 27 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Теория архитектуры Кл.слова (ненормированные): архитектурное пространство -- ВХУТЕМАС -- наследие -- концепции Аннотация: Обращение к творческому проектному и литературному наследию представителей ВХУТЕМАСа открывает захватывающую картину формирования поля идей и концепций, новые ракурсы и подходы к пониманию процесса зарождения проектной идеи. Предложен свой взгляд на проблему "живого наследия ВХУТЕМАСа" и продолжения его дела в современном зодчестве. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ Доп.точки доступа: Янковская, Юлия Сергеевна Габричевский, Александр Георгиевич (советский историк, теоретик пластических искусств, искусствовед ; 1891-1968) Ладовский, Николай Александрович (советский архитектор ; 1881-1941) |
К 89 Кузвесова, Нина Леонидовна. Творческие концепции графического дизайна. От викторианского стиля до ар-деко : учеб. пособие / Нина Кузвесова ; Урал. гос. архитектурно-художеств. ун-т. - Екатеринбург : Архитектон, 2016. - 204 с. : цв. ил. - Библиогр.: с. 196-203. - ISBN 978-5-7408-0200-8 Содержание: Викторианский стиль как отражение эпохи промышленной революции в Англии . - С .13-18 Концепция викторианской рекламы . - С .19-23 Художественные взгляды прерафаэлитов. Эстетика Джона Рёскина . - С .25-27 Уильям Моррис и движение Arts and crafts. Концепция издательства Kelmscott Press . - С .28-31 Интернациональный стиль модерн. Художественные и социальные предпосылки возникновения единых стилевых приемов в искусстве и прикладной графике модерна . - С .33-35 Концептуальное единство национальных направлений модерна . - С .35-41 Обри Бердслей - основоположник стилевых приемов в графике модерна . - С .43-45 Альфонс Муха - основоположник рекламной графики и театрального плаката модерна . - С .46-47 Анри де Тулуз-Лотрек - выдающийся рекламный художник ар-нуво . - С .49-50 Густав Климт и концепция австрийского Сецессиона. Деятельность Венских мастерских . - С .51-53 Концепция русского модерна . - С .55-58 Деятельность художников первого поколения объединения "Мир искусства" . - С .58-63 Концепция неорусского стиля . - С .65-71 Графические дизайнеры второго поколения объединения "Мир искусства" . - С .72-77 Концепции абстрактного искусства начала XX века . - С .79-86 Русский кубофутуризм и новые принципы визуально-графических воплощений. Проектная концепция будетлянской книги . - С .87-91 Концепция супрематизма и ее влияние на новые системы формообразования в дизайне и архитектуре . - С .93-95 Духовное искусство и научные разработки принципов абстракционизма Василия Кандинского . - С .96-97 Концепция и программа фирменного стиля П. Беренса для электротехнического концерна AEG . - С .99-100 Рациональная концепция в художественно-промышленной деятельности начала XX века и немецкая школа "Баухауз" . - С .101-105 Основоположники графического дизайна школы "Баухауз" . - С .107-110 Концепция "новой типографики" 1920-1930-х годов . - С .110-111 Типографика Яна Чихольда и Лазаря Лисицкого . - С .113-119 Фотография как новая выразительность графического дизайна . - С .120-125 Фотография в графическом дизайне советского конструктивизма . - С .127-133 Истоки "производственной" концепции и "Левый фронт искусств" . - С .134-140 Прикладная графика советских конструктивистов . - С .142-149 Концепция советского художественно-промышленного образования 1920-х годов. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН . - С .150-153 Деятельность арт-группы "УНОВИС" 1919-1922 гг. . - С .155-157 Концепция неопластицизма голландской группы "Де Стиль" . - С .158-161 Концепция антиискусства художественного объединения "ДАДА" . - С .163-167 Влияние концепции дадаизма на современный графический дизайн и перформанс . - С .168-171 Основные принципы графического дизайна ар-деко . - С .173-177 Основоположники французской графики ар-деко Эртэ (Роман Тыртов), Жорж Барбье и Адольф Мурон Кассандр . - С .178-182 Влияние ар-деко на советский дизайн 1930-1950-х гг. Проявления стиля в современном графическом дизайне . - С .183-186 ~РУБ 85.153 Рубрики: Искусство. Искусствознание Графика--История графики Кл.слова (ненормированные): графический дизайн -- история графики -- книжная графика -- прикладная графика -- модерн -- рекламная графика -- плакаты -- арт нуво -- русский модерн -- неорусский стиль -- конструктивизм -- абстракционизм -- кубофутуризм -- Баухауз -- ар-деко -- неопластицизм Аннотация: Курс "Творческие концепции графического дизайна" охватывает период с конца XIX века до 1940-х годов XX века и содержит систематизированный материал, раскрывающий художественную специфику и историческое развитие концепций в искусстве, эстетике и графическом дизайне. Для студентов художественных вузов, специалистов в области дизайна и всех, интересующихся историей дизайна и искусства. Доп.точки доступа: Рескин, Джон (английский писатель, художник, теоретик искусства ; 1819-1900) Моррис, Уильям (английский художник, дизайнер по ткани и мебели ; 1834-1896) Бердслей, Обри-Винсент (английский художник-график, иллюстратор, декоратор ; 1872-1898) Муха, Альфонс Мария (чешский художник ; 1860-1939) Тулуз-Лотрек, Анри де (французский художник ; 1864-1981) Климт, Густав (австрийский художник ; 1862-1918) Кандинский, Василий Васильевич (русский художник-график, абстракционист ; 1866-1944) Филонов, Павел Николаевич (русский художник ; 1883-1941) Хлебников, Велимир (русский поэт ; 1885-1922) Беренс, Питер (немецкий архитектор, дизайнер ; 1868-1940) Лисицкий, Лазарь Маркович (Эль Лисицкий ; русский художник, архитектор ; 1890-1941) Чихольд, Ян (типограф, дизайнер, преподаватель и писатель ; 1902-1974) Тыртов, Роман Петрович (Эрте ; русский художник-график, сценограф ; 1892-1990) Кассандр, Адольф Мурон (французский живописец, литограф, дизайнер шрифта ; 1901-1968) Экземпляры всего: 19 ЧЗ-А (1), ЧЗ (2), АБ (16) Свободны: ЧЗ-А (1), ЧЗ (2), АБ (7) |
К 89 Кузвесова, Нина Леонидовна. Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Л. Кузвесова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 139 с. : ил. - (Бакалавр. Академический курс). - Библиогр.: с. 123-127. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/graficheskiy-dizayn-ot-viktorianskogo-stilya-do-ar-deko-445211. - Рек. УМО ВО. - ISBN 978-5-534-11344-0 Содержание: Викторианский стиль как отражение эпохи промышленной революции в Англии . - С .9-12 Концепция викторианской рекламы . - С .12-15 Художественные взгляды прерафаэлитов. Эстетика Джона Рёскина . - С .16-17 Уильям Моррис и движение Arts and crafts. Концепция издательства Kelmscott Press . - С .17-20 Интернациональный стиль модерн. Художественные и социальные предпосылки возникновения единых стилевых приемов в искусстве и прикладной графике модерна . - С .21-22 Концептуальное единство национальных направлений модерна . - С .22-26 Обри Бердслей - основоположник стилевых приемов в графике модерна . - С .27-29 Альфонс Муха - основоположник рекламной графики и театрального плаката модерна . - С .29-30 Анри де Тулуз-Лотрек - выдающийся рекламный художник ар-нуво . - С .31-32 Густав Климт и концепция австрийского Сецессиона. Деятельность Венских мастерских . - С .32-34 Концепция русского модерна . - С .35-37 Деятельность художников первого поколения объединения "Мир искусства" . - С .37-40 Концепция неорусского стиля . - С .41-45 Графические дизайнеры второго поколения объединения "Мир искусства" . - С .45-49 Концепции абстрактного искусства начала XX века . - С .50-55 Русский кубофутуризм и новые принципы визуально-графических воплощений. Проектная концепция будетлянской книги . - С .55-58 Концепция супрематизма и ее влияние на новые системы формообразования в дизайне и архитектуре . - С .59-60 Духовное искусство и научные разработки принципов абстракционизма Василия Кандинского . - С .61-62 Концепция и программа фирменного стиля П. Беренса для электротехнического концерна AEG . - С .63-64 Рациональная концепция в художественно-промышленной деятельности начала XX века и немецкая школа "Баухауз" . - С .64-67 Основоположники графического дизайна школы "Баухауз" . - С .68-70 Концепция "новой типографики" 1920-1930-х годов . - С .70 Типографика Яна Чихольда и Лазаря Лисицкого . - С .71-75 Фотография как новая выразительность графического дизайна . - С .75-79 Фотография в графическом дизайне советского конструктивизма . - С .80-84 Истоки "производственной" концепции и "Левый фронт искусств" . - С .84-89 Прикладная графика советских конструктивистов . - С .90-94 Концепция советского художественно-промышленного образования 1920-х годов. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН . - С .94-97 Деятельность арт-группы "УНОВИС" 1919-1922 гг. . - С .98-99 Концепция неопластицизма голландской группы "Де Стиль" . - С .100-102 Концепция антиискусства художественного объединения "ДАДА" . - С .103-105 Влияние концепции дадаизма на современный графический дизайн и перформанс . - С .106-108 Основные принципы графического дизайна ар-деко . - С .109-112 Основоположники французской графики ар-деко Эртэ (Роман Тыртов), Жорж Барбье и Адольф Мурон Кассандр . - С .112-114 Влияние ар-деко на советский дизайн 1930-1950-х гг. Проявления стиля в современном графическом дизайне . - С .115-117 Graphic style time line . - С .120-121 ~РУБ 85.153 Рубрики: Искусство. Искусствознание Графика--История графики Кл.слова (ненормированные): графический дизайн -- история графического дизайна -- история графики -- книжная графика -- викторианский стиль -- модерн -- прикладная графика -- рекламная графика -- плакаты -- ар нуво -- Сецессион -- русский модерн -- Мир искусства (объединение) -- неорусский стиль -- конструктивизм -- абстракционизм -- кубофутуризм -- супрематизм -- Баухауз -- ар-деко -- ВХУТЕМАС -- ВХУТЕИН -- УНОВИС -- Де Стиль (объединение) -- дадаизм Аннотация: Настоящее учебное пособие посвящено истории графического дизайна и охватывает период с конца XIX до первой половины XX века. В пособии представлен систематизированный материал, раскрывающий специфику и историческое развитие концепций и стилей в искусстве, эстетике и графическом дизайне. Издание щедро иллюстрировано, что позволяет расширить представление об изложенном материале. Перейти к внешнему ресурсу Читать в ЭБС "Юрайт", Перейти к внешнему ресурсу BOOK COVER Доп.точки доступа: Рескин, Джон (английский писатель, художник, теоретик искусства ; 1819-1900) Моррис, Уильям (английский художник, дизайнер по ткани и мебели ; 1834-1896) Бердслей, Обри-Винсент (английский художник-график, иллюстратор, декоратор ; 1872-1898) Муха, Альфонс Мария (чешский художник ; 1860-1939) Тулуз-Лотрек, Анри де (французский художник ; 1864-1981) Климт, Густав (австрийский художник ; 1862-1918) Беренс, Питер (немецкий архитектор, дизайнер ; 1868-1940) Кандинский, Василий Васильевич (русский художник-график, абстракционист ; 1866-1944) Филонов, Павел Николаевич (русский художник ; 1883-1941) Хлебников, Велимир (русский поэт ; 1885-1922) Лисицкий, Лазарь Маркович (Эль Лисицкий ; русский художник, архитектор ; 1890-1941) Чихольд, Ян (типограф, дизайнер, преподаватель и писатель ; 1902-1974) Тыртов, Роман Петрович (Эрте ; русский художник-график, сценограф ; 1892-1990) Кассандр, Адольф Мурон (французский живописец, литограф, дизайнер шрифта ; 1901-1968) Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
К 89 Кузвесова, Нина Леонидовна. Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко : учеб. пособие для вузов / Н. Л. Кузвесова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Юрайт, 2021. - 139 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 123-124. - ISBN 978-5-534-11344-0 Рек. УМО ВО. Режим доступа: https://urait.ru/book/graficheskiy-dizayn-ot-viktorianskogo-stilya-do-ar-deko-473496 ~РУБ 85.153 Рубрики: Графика--История графики Кл.слова (ненормированные): графический дизайн -- история графического дизайна -- история графики -- книжная графика -- викторианский стиль -- модерн -- прикладная графика -- рекламная графика -- плакаты -- ар нуво -- Сецессион -- русский модерн -- Мир искусства (объединение) -- неорусский стиль -- конструктивизм -- абстракционизм -- кубофутуризм -- супрематизм -- Баухауз -- ар-деко -- ВХУТЕМАС -- ВХУТЕИН -- УНОВИС -- Де Стиль (объединение) -- дадаизм Аннотация: Учебное пособие посвящено истории графического дизайна и охватывает период с конца XIX до первой половины XX века. В пособии представлен систематизированный материал, раскрывающий специфику и историческое развитие концепций и стилей в искусстве, эстетике и графическом дизайне. Издание щедро иллюстрировано, что позволяет расширить представление об изложенном материале. Перейти к внешнему ресурсу Читать в ЭБС "Юрайт" Доп.точки доступа: Рескин, Джон (английский писатель, художник, теоретик искусства ; 1819-1900) Моррис, Уильям (английский художник, дизайнер по ткани и мебели ; 1834-1896) Бердслей, Обри-Винсент (английский художник-график, иллюстратор, декоратор ; 1872-1898) Муха, Альфонс Мария (чешский художник ; 1860-1939) Тулуз-Лотрек, Анри де (французский художник ; 1864-1981) Климт, Густав (австрийский художник ; 1862-1918) Беренс, Питер (немецкий архитектор, дизайнер ; 1868-1940) Кандинский, Василий Васильевич (русский художник-график, абстракционист ; 1866-1944) Филонов, Павел Николаевич (русский художник ; 1883-1941) Хлебников, Велимир (русский поэт ; 1885-1922) Лисицкий, Лазарь Маркович (Эль Лисицкий ; русский художник, архитектор ; 1890-1941) Чихольд, Ян (типограф, дизайнер, преподаватель и писатель ; 1902-1974) Тыртов, Роман Петрович (Эрте ; русский художник-график, сценограф ; 1892-1990) Кассандр, Адольф Мурон (французский живописец, литограф, дизайнер шрифта ; 1901-1968) |
Смирнов, Леонид Николаевич. Конструктивистские клубы Екатеринбурга-Свердловска в творчестве выпускника ВХУТЕМАСА, архитектора Я. А. Корнфельда / Л. Н. Смирнов> // Диалоги о защите культурных ценностей : материалы Первой Междунар. науч.-практ. конф. - 2021. - С. 58-60. - Библиогр.: с. 60 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Архитектура в целом--Россия--Екатеринбург, город--Свердловск, город, 20 в. Кл.слова (ненормированные): ВХУТЕМАС -- конструктивизм -- клубные комплексы -- Уралмашзавод Аннотация: В тезисах дана история строительства в Свердловске двух объектов культуры нового типа, клубных комплексов, запроектированных в начале 1930-х годов выпускником ВХУТЕМАСа. Перейти к внешнему ресурсу ПОЛНЫЙ ТЕКСТ Доп.точки доступа: Корнфельд, Яков Абрамович (уральский архитектор ; 1896-1962) Экземпляры всего: 3 ЧЗ (1), АБ (2) Свободны: ЧЗ (1), АБ (2) |
Бойцов, Сергей Федорович. УрГАХУ в сохранении композиционных ценностей художественного образования / С. Ф. Бойцов, Д. В. Чурсин> // Диалоги о защите культурных ценностей : материалы Второй Междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. архитектурно-художеств. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во УрГАХУ, 2022. - С. 330-333. - Библиогр.: с. 333 . - ISBN 978-5-7408-0256-5 Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): композиционно-художественная подготовка -- художественное образование -- ВХУТЕМАС -- Баухауз -- профессиональное обучение композиции -- кафедра композиционной подготовки Аннотация: Значение специализированной кафедры КХП в сохранении принципиальных ценностей композиционной подготовки от ВХУТЕМАСА до наших дней. Организационные и учебно-методические принципы композиционно-художественной подготовки дизайнеров УрГАХУ. Новые возможности профессионального обучения композиции. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ Ч. 1 Доп.точки доступа: Витюк, Екатерина Юрьевна \ред.\ Кондакова, Юлия Васильевна \ред.\ Штифанова, Евгения Вячеславовна \ред.\ Чурсин, Дмитрий Владимирович |