Волчкова, Ирина Михайловна. Разрушение современного смехового пространства – тенденции времени / И. М. Волчкова> // Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива: Современная языковая ситуация в свете лингвистической деятельности: материалы межд. конф. - Екатеринбург, 2008. - С. 44-50 |
Лазарева, Элла Александровна. Обогащение жанрового потенциала дискурса как способ моделирования непрямой рекламной коммуникации / Э. А. Лазарева, Э. В. Булатова> // Сопоставительная лингвистика : бюллетень Института иностранных языков / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т иностранных языков. - Екатеринбург, 2006. - С. 62-70 Доп.точки доступа: Булатова, Э. В. |
Кондакова, Юлия Васильевна. Ономастический код в художественном мире Н. В. Гоголя / Ю. В. Кондакова> // Известия Уральского гос. ун-та. - 2009. - N 1/2 (63). - С. 292-297. - Библиогр.: с. 296-297 Рубрики: Языкознание Общее языкознание Кл.слова (ненормированные): лингвистика -- ономастика -- имена собственные Аннотация: В творчестве Гоголя имена являются атрибутами внутреннего мира персонажей, что в сочетании со спецификой характера определяет сущность героев. Ирреальные, странные имена и фамилии героев указывают на болезни духовного плана не только своих носителей, но и всего человечества: "говорящие" имена сгущают восприятие, не искажая при этом жизненной правды, и поддерживают иллюзию действительности. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ |
Коновалова, Татьяна Александровна. Архитектура в языковой картине мира : когнитивно-семиотический аспект / Т. А. Коновалова> // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2011. - N 4. - С. 40-45. - Библиогр.: с. 45 Рубрики: Языкознание Теория и философия языка Кл.слова (ненормированные): языковая картина мира -- теория архитектуры -- архитектурное мышление -- семиотика -- лингвистика -- коммуникативные процессы -- научные исследования Аннотация: Произведен анализ архитектуры как коммуникативного процесса, отражающегося в языковой картине мира человека. Используется изучение исследований по архитектуре, семиотике, лингвистике, психолингвистике. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ |
Кондакова, Юлия Васильевна. Концепт "Russie = L'ours" во французской политической прессе / Ю. В. Кондакова> // Современная политическая лингвистика : тезисы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 29.09-6.10.2011) / гл. ред. А. П. Чудинов. - Екатеринбург : УрГПУ, 2011. - С. 134-137. - Библиогр. в конце ст. Доп.точки доступа: Чудинов, А. П. \ред.\ |
Мухина, Наталья Михайловна. Особенности репрезентации концептов "гармоничное бытие" и "дисгармоничное бытие" в лирике Осипа Мандельштама / Н. М. Мухина> // Когнитивная лингвистика : современное состояние и перспективы развития. - Тамбов, 1998. - Ч. 1. - С. 105-106 |
Шакин, Павел Владимирович. Одна проблема перевода и русскоязычный толковый словарь / П. В. Шакин> // Лингвистика, перевод, дискурс межкультурной коммуникации : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург : ИМС, 2012 |
Шакин, Павел Владимирович. Экспериментальное исследование концепта CHALLENGE в русском лингвокультурном сознании / П. В. Шакин> // Актуальные вопросы филологической науки XXI века : сб. статей по материалам Всерос. науч. конф. молодых ученых с междунар. участием. - Екатеринбург : УрФУ, 2013. - С. 150-156. - Библиогр.: с. 156 Рубрики: Языкознание Кл.слова (ненормированные): лингвистика -- языкознание Аннотация: Лингвистический анализ слова "challenge". Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ |
Шакин, Павел Владимирович. Вызов (challenge) в русском языковом сознании: концептуальная или лексическая экспансия? / П. В. Шакин> // Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом : материалы 16 междунар. науч.-практ. конф. Гуманитарного ун-та: в 2 т. - Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2013. - Т. 1. - С. 713-718. - Библиогр.: с. 718 Рубрики: Языкознание Кл.слова (ненормированные): лингвистика -- языкознание Аннотация: Лингвистический анализ слова "challenge". Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СБОРНИКА |
Шакин, Павел Владимирович. Вызов в современной русской лексикографической и дискурсивной практике : к вопросу об импорте концепта / П. В. Шакин> // Уральский филологический вестник. - 2016. - N 2. - С. 289-295. - (Язык. Система. Личность: лингвистика креатива). - Библиогр.: с. 295 Рубрики: Языкознание Кл.слова (ненормированные): концепт -- лингвокультура -- лингвистика Аннотация: Анализируются лексикографические особенности фиксации компонентного состава значения лексемы вызов (в функции имени формирующегося в современной русской дискурсивной практике концепта ВЫЗОВ), описывающей референт, соответствующий концепту CHALLENGE в англо-американской лингвокультуре. Исследование опирается на компонентный лексико-семантический анализ, который позволяет определить семантические структуры сопоставляемых лексем. Методология исследования лексических единиц базируется на анализе данных толковых словарей, которые рассматриваются в качестве достоверных источников лексикографической информации. На основе сопоставления компонентных моделей значения лексем вызов и challenge выявляются общие и уникальные для культур донора и реципиента дифференциальные семы, отраженные в словарных статьях русских и английских толковых словарей. Уникальные дифференциальные семы рассматриваются в лингвокультурологическом аспекте, что дает возможность определить характер выявленных несоответствий с точки зрения сопоставления различных языковых картин мира. Доказывается, что узуальные инновации обусловлены импортом фрагмента инокультурной картины мира в русскую лингвокультуру за счет регулярной контекстной реализации не фиксируемых в русской лексикографической практике дифференциальных сем лек- семы challenge. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ |
Слепых, Надежда Александровна. Аксеологические аспекты преподавания иностранных языков в Уральском государственном архитектурно-художественном университете / Н. А. Слепых, В. Г. Гафуров> // Евразийская педагогическая конференция : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза : Наука и Просвещение, 2018. - Библиогр.: с. 118 Рубрики: Языкознание Кл.слова (ненормированные): лингводидактика -- лингвистика -- иностранные языки -- образовательные стандарты -- высшее образование -- УрГАХУ -- Уральский государственный архитектурно-художественный университет Аннотация: В статье авторы акцентируют внимание на лингводидактике, которая занята разработкой методологии профессионально ориентированного обучения иностранному языку, как основополагающей в подготовке обучающихся в Уральском государственном архитектурно-художественном университете, а также в формировании конкурентоспособного специалиста на рынке труда, обладающим мобильностью, готового к межкультурной коммуникации с носителями иноязычной культуры. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СБОРНИКА Доп.точки доступа: Гафуров, Валерий Георгиевич |
К 64 Коновалова, Татьяна Александровна. Архитектурная картина мира : когнитивно-семиотический аспект: монография / Т. А. Коновалова ; Урал. гос. архитектурно-художеств. акад. - М. : Перо, 2015. - 331 с. - Библиогр.: с. 287-300. - ISBN 978-5-00086-454-8 Содержание: Теоретико-лингвистические основания изучения архитектуры в картине мира человека . - С .10-121 Моделирование архитектурной картины мира и ее экспериментальное изучение . - С .122-160 Изучение характера ментальной архитектурной картины мира, интерпретации и понимания, восприятия реципиентами архитектурного текста в зависимости от их возрастных, гендерных и социальных характеристик . - С .161-270 ~РУБ 81 + 85.110 Рубрики: Искусство. Искусствознание Теория архитектуры Языкознание Кл.слова (ненормированные): теория архитектуры -- когнитивная лингвистика -- психолингвистика -- семиотика архитектуры -- архитектурная семиотика -- картина мира -- языковое сознание -- архитектурная реальность -- архитектурная картина мира Аннотация: В монографии представлено описание модели архитектурной картины мира в когнитивно-семиотической исследовательской парадигме и ее экспериментальная верификация. Задачи исследования связаны с актуальностью проблемы отражения архитектуры в языковом сознании и воздействия архитектуры на картину мира человека. Выявлены свойства и функции архитектурной картины мира, ее ключевые ассоциативные концепты с учетом возрастных, гендерных и социальных факторов, влияние архитектуры на эмоции, ментальную сферу человека. Адресована филологам, специалистам по когнитивной лингвистике и психолингвистике, студентам и аспирантам архитектурных и архитектурно-художественных вузов и факультетов. Экземпляры всего: 3 ЧЗ-А (1), ЧЗ-ОД (1), АБ (1) Свободны: ЧЗ-А (1), ЧЗ-ОД (1), АБ (1) |
Коновалова, Татьяна Александровна. Метафора как когнитивно-дискурсивное средство репрезентации образа современной России в архитектурной картине мира / Т. А. Коновалова, А. Д. Зейферт> // Политическая лингвистика. - 2018. - Вып. 1. - С. 158-166. - Библиогр.: с. 165-166 Рубрики: Языкознание Теория и философия языка Кл.слова (ненормированные): картина мира -- ассоциативные концепты -- ценностные параметры -- метафоры Аннотация: Статья посвящена описанию образа современной России на основе проведенного социологического опроса и экспериментального исследования ассоциаций студентов Уральского региона, вызываемых окружающей архитектурной средой. В эксперименте использовался методологический подход Е. Ф. Тарасова к изучению образа России, метод когнитивного моделирования ассоциативных концептов. В качестве ключевых в статье представлены ассоциативные концепты "город", "деревня". Концепты рассматриваются в сравнении с результатами ассоциативных экспериментов Ю. Н. Караулова 1988-1997 годов. Авторы обращают внимание на динамику взглядов респондентов на внешнюю составляющую окружающей среды, "лицо" страны проживания. Ассоциативное поле концептов исследуется с точки зрения ценностных аспектов, эмоционально-смысловых доминант, обращения респондентов со словом, лексического разнообразия в ассоциативных реакциях, проявления типичных когнитивных схем мышления молодежи. Результаты сопоставляются с данными социологического опроса респондентов. Авторы статьи особое внимание уделяют разнообразию и частотности использования респондентами метафорических выражений как средству репрезентации образа России в ассоциативном эксперименте и в социологическом опросе молодых людей Уральского региона. Социологические данные и результаты ассоциативного эксперимента свидетельствуют, что метафора - не только частотное средство выражения реакций респондентов, но и средство концептуализации образа России, чем подтверждается мысль лингвистов-когнитологов о том, что метафора - способ категоризации окружающего мира. Использование метафоры молодыми людьми вносит новые коннотации в лексическое разнообразие выраженных реакций о своей стране, свидетельствует о глубине и многослойности у них ментального образа России. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ Доп.точки доступа: Зейферт, Анна Дмитриевна |