Алиева, Ольга Олеговна. Григорий Пономарев - современный мастер уральского камнерезного искусства / О. О. Алиева> // Архитектон: известия вузов. - 2008. - N 2 (22). - Режим доступа: http://archvuz.ru/2008_2/11 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Декоративно-прикладное искусство--Камень--Россия--Урал Кл.слова (ненормированные): камнерезное искусство -- объемная каменная мозаика -- мозаичные статуэтки -- природные материалы -- природный рисунок -- уральские камнерезы Аннотация: Григорий Пономарёв – уральский камнерез. Специализируется на резьбе по твёрдому камню и, в основном, работает над мозаичными статуэтками. Ценность произведений художника в том, что он, следуя глубинным традициям уральского камнерезного искусства, отталкивается от специфических особенностей камня и показывает высокий уровень академических знаний. Работы камнереза Григория Пономарёва оценены по достоинству. Они заняли своё место в частных отечественных и зарубежных собраниях. Перейти к внешнему ресурсу http://archvuz.ru/2008_2/11 Доп.точки доступа: Пономарев, Г. А. (уральский мастер камнерезного искусства) |
Алиева, Ольга Олеговна. Историческая тема в произведениях объемной мозаики Уральской камнерезной мастерской им. Ильи Боровикова [Электронный ресурс] / О. О. Алиева> // Архитектон: известия вузов. - 2008. - N 4 (24). - Режим доступа: http://archvuz.ru/2008_4/7 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Декоративно-прикладное искусство--Камень--Россия--Урал Кл.слова (ненормированные): камнерезное искусство -- каменная мозаика -- исторические статуэтки -- камнерезные мастерские -- уральские камнерезы Аннотация: Анализируются некоторые аспекты техники скульптурной мозаики из камня на примере уральской камнерезной мастерской имени Ильи Боровикова, которая специализируется на резьбе по твёрдому камню и работает над мозаичными статуэтками, сюжетными композициями в рамках исторического жанра. Перейти к внешнему ресурсу http://archvuz.ru/2008_4/7 |
Парнюк, Татьяна Васильевна. Вячеслав Оболенский : образная парадоксальность / Т. Н. Парнюк> // Ювелирное и камнерезное искусство: традиции, новации, проблемы : материалы Пятой науч.-практ. конф. / Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. - Екатеринбург : Автограф, 2012. - С. 84-89 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Декоративно-прикладное искусство--Художественные изделия Кл.слова (ненормированные): уральское камнерезное искусство -- настольная малая пластика -- статуэтки -- фигурки -- уральские камнерезы Аннотация: Вячеслав Оболенский - художник-камнерез с ярко выраженной индивидуальностью, его творчество вне любых канонов. В. Оболенский мыслит не конкретными образами, а понятийными, на уровне сверхтекста. В его работах реальное переплетается с ирреальным, что позволяет провести параллель с творчеством знаменитого сюрреалиста С. Дали, которого художник считает своим учителем. Характерной чертой его произведений является использование только цельного камня, любой монтаж принципиально отвергается. В качестве матириала мастер предпочитает монохромный кварц, чаще всего горный хрусталь. В прозрачных породах его привлекает возможность обыгрывания оптических эффектов, при которых визуально изнутри предмет кажется объемнее, чем снаружи. Доп.точки доступа: Оболенский, Вячеслав (уральский мастер камнерезного искусства ; 1970-) |
Алиева, Ольга Олеговна. Патриоты родной земли / О. О. Алиева> // Красная звезда. - 2016. - 25 марта. - С. 5 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Живопись в целом--Россия--Урал Кл.слова (ненормированные): уральские художники -- уральские камнерезы -- патриотизм Аннотация: Патриотизм всегда был характерной чертой изобразительного искусства. Один из основателей уральской художественной традиции А. К. Денисов-Уральский на рубеже XIX-XX веков прославлял и активно пропагандировал красоту края, показывал особенности жизни и характеры коренных жителей. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ Доп.точки доступа: Денисов-Уральский, Алексей Кузьмич (уральский художник, камнерез ; 1863-1826) |
Алиева, Ольга Олеговна. Значение западноевропейской традиции в развитии Уральской полилитной скульптуры малых форм / О. О. Алиева> // Искусство и образование. - 2021. - N 1 (129). - С. 90-101 : ил. - Библиогр.: с. 101 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Декоративно-прикладное искусство Кл.слова (ненормированные): камнерезное искусство -- полилитная техника -- малая скульптура -- западноевропейское барокко -- уральские камнерезы Аннотация: Малая фигуративная скульптура из составного камня (полилитная), сложившаяся как самостоятельный жанр камнерезного искусства в XVII в. в Италии, получила дальнейшее развитие не только в Западной Европе, но и в России, в крупных отечественных центрах художественной обработки камня. На Урале освоение принципов изготовления антропоморфных изображений в полилитной технике происходит только в советский период как определённая школа подготовки специалистов. На современном этапе можно наблюдать активное развитие жанра в искусстве уральских камнерезов. Эффектность и натуралистичность изображения полихромных фигуративных композиций конца ХХ - начала ХХI вв. восходит к традициям жанра эпохи барокко. Учитывая отсутствие прямой связи, вызывает интерес феномен такой преемственности. Исследование строится не только на сопоставлении творчества западноевропейских и уральских художников, но и затрагивает социокультурные факторы развития этого уникального жанрового направления. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СБОРНИКА |
Алиева, Ольга Олеговна. Образы, техника и стилистика барокко в творчестве уральских камнерезов / О. О. Алиева> // ИКОНИ : Искусство. Культура. Образование. Научные исследования. - 2021. - N 1. - С. 40-51 : цв. ил. - Библиогр.: с. 50 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Декоративно-прикладное искусство Кл.слова (ненормированные): камнерезное искусство -- уральские камнерезы -- полилитная техника -- скульптура малых форм Аннотация: Статья рассматривает особенности развития на Урале жанра фигуративной скульптуры малых форм из составного камня путём сопоставления с искусством итальянских мастеров эпохи барокко - основателей этого вида камнерезного искусства. Малая фигуративная скульптура из составного камня (полилитная), сложившаяся как самостоятельный жанр камнерезного искусства в XVII веке в Италии, получила дальнейшее развитие не только в Западной Европе, но и в России, в крупных отечественных центрах художественной обработки камня. На Урале, несмотря на дореволюционные предпосылки, освоение принципов изготовления антропоморфных изображений в полилитной технике происходит только в советский период как определённая школа подготовки специалистов. На современном этапе можно наблюдать активное развитие жанра в искусстве уральских камнерезов. Сегодняшний расцвет полилитной фигуративной скульптуры малых форм в творчестве уральских камнерезов связан не только с культурой обработки этого материала и преемственностью навыков работы в полилитной технике, но и с обращением к традициям полихромных фигуративных композиций флорентийских мастеров эпохи барокко, эффектностью и натуралистичностью изображения. Перейти к внешнему ресурсу ПОЛНЫЙ ТЕКСТ |
Алиева, Ольга Олеговна. Уральская скульптура малых форм из камня: традиции и современность / О. О. Алиева> // Пятая Всероссийская научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века" : Тульский гос. ун-т, Ин-т горного дела и стр-ва, Каф. "Городское строительство, архитектура и дизайн". - Тула : Изд-во ТулГУ, 2021. - С. 234-242 : цв. ил. - Библиогр.: с. 242 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Декоративно-прикладное искусство--Камень Кл.слова (ненормированные): камнерезное искусство -- малая скульптура -- уральские камнерезы Аннотация: Рассмотрены особенности развития на Урале скульптуры малых форм из цветного поделочного камня. Творчество уральских камнерезов обладает уникальными отличительными чертами и занимает достойное место в отечественной культуре. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СБОРНИКА |