А 87 Умерова Ф. Ф. Орнамент и райская топография в исламских мавзолеях (к вопросу об исламских прототипах в исламской архитектуре) [Текст] / Умерова Ф. Ф.> // Архитектурное наследство. - М.: УРСС, 1999. - N 43. - С. 208-217: ил. - Библиогр. в примеч. Рубрики: Искусство. Искусствознание--Архитектура Кл.слова (ненормированные): ИСЛАМСКАЯ АРХИТЕКТУРА -- ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ -- ВОСТОЧНАЯ АРХИТЕКТУРА -- ОРНАМЕНТЫ -- ТОПОГРАФИЯ -- МАВЗОЛЕИ -- МАВЗОЛЕЙ САМАНИДОВ -- МАВЗОЛЕЙ САНДЖАРА -- АСУАНСКИЕ МАВЗОЛЕИ -- МЕЧЕТИ -- АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ |
Салимов, Арифджан. Приспособление комплексов-памятников историко-архитектурного заповедника "Ичан-Кала" для современных нужд / А. Салимов> // Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2010. - N 1. - С. 69-73 . - ISSN 1990-9942 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура История архитектуры--Узбекистан--Хива, город Кл.слова (ненормированные): историко-архитектурные заповедники -- архитектурные памятники -- реставрация памятников -- реконструкция зданий -- историческая застройка -- исламская архитектура -- туристические комплексы Аннотация: Настоящая статья посвящена вопросам приспособления под современные функции исторической застройки Хивы. Наиболее древняя, центральная часть Хивы - Ичан-Кала - решением Правительства Узбекистана объявлена историко-культурным заповедником. На его территории сформирована развлетвленная система обслуживания жителей города и туристов с учетом охраны памятников и сохранения атмосферы старины при современном уровне комфорта. Организация охраны и реставрации архитектурного комплекса "Ичан-Кала" получила международное признание. |
Саттарова, Дина. Мечеть Большой Национальной Ассамблеи в Анкаре: традиции и инновации / Д. Саттарова> // Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2010. - N 2. - С. 52-56. - Библиогр.: с. 56 . - ISSN 1990-9942 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Архитектура в целом--Турция--Анкара, город Кл.слова (ненормированные): культовые сооружения -- храмовая архитектура -- исламская архитектура -- мечети -- инновационная архитектура Аннотация: Автор статьи рассказывает об одной из важнейших мечетей Турции - Мечети Большой Национальной Ассамблеи в Анкаре, построенной в1989 году. Облик сооружения в значительной мере отклоняется от традиционных представлений об архитектуре мечетей и очень далек от прототипов прошлого. Однако проект не игнорирует прошлое, и, изучая мечеть, обнаруживается присутствие серьезного анализа многочисленных традиций архитектуры мечетей. Авторы проекта Мечети, архитекторы Бехруз Чиничи и Джан Чиничи в 1995 году за выдающиеся архитектурно-планировочные, образные и градостроительные решения были удостоены Премии Ага Хана в области архитектуры - одной из крупнейших архитектурных премий мира, учрежденной с целью более глубокого осмысления и понимания исламской культуры. Доп.точки доступа: Мечеть Большой Национальной Ассамблеи Турции |
Ибрагимов, Игорь Адольфович. Визуальная динамика мечети Калян в Бухаре / И. А. Ибрагимов> // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2013. - N 3. - С. 44-47. - Библиогр.: с. 47 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура История архитектуры--СССР--Узбекистан--Бухара, город, 15 в. Кл.слова (ненормированные): визуальная динамика -- мечети -- исламская архитектура -- мечеть Калян (Бухара) Аннотация: Рассматривается одна из красивейших мечетей Средней Азии средних веков с точки зрения устремленности ее архитектуры к Мекке - мечеть Калян в Бухаре. Анализируется общая композиция, восприятие изнутри, снаружи. Делается вывод о наличии и характере "визуальной динамики". Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ |
Кононенко, Евгений Иванович. Роль двора в архитектурной композиции мечети / Е. И. Кононенко> // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2020. - N 3. - С. 34-39. - Библиогр.: с. 38-39 . - ISSN 2074-2932 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Архитектура в целом Кл.слова (ненормированные): архитектурная композиция -- мечети -- культовое зодчество -- пространственные зоны -- дворовые территории -- сахн -- политическая риторика -- региональная архитектура -- исламская архитектура Аннотация: Открытый двор (сахн) исторически является важнейшей частью композиции исламского молитвенного здания. Арабская дворовая мечеть стала основой для формирования основных региональных архитектурных типов - "иранской" (айванной) и "турецкой" (зально-купольной). В османском культовом зодчестве XV-XVIII веков именно двор явился отличительной особенностью мечетей, возводимых по султанскому заказу, что, однако, игнорируют существующие типологические исследования. В статье предлагается использовать соположение пространственных зон в качестве критерия архитектурной типологии мечети. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ |
Кононенко, Евгений Иванович. Роль двора в архитектурной композиции мечети / Е. И. Кононенко> // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2020. - N 3. - С. 34-39. - Библиогр.: с. 38-39 . - ISSN 2074-2932 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Архитектура в целом Кл.слова (ненормированные): архитектурная композиция -- мечети -- культовое зодчество -- пространственные зоны -- дворовые территории -- сахн -- политическая риторика -- региональная архитектура -- исламская архитектура Аннотация: Открытый двор (сахн) исторически является важнейшей частью композиции исламского молитвенного здания. Арабская дворовая мечеть стала основой для формирования основных региональных архитектурных типов - "иранской" (айванной) и "турецкой" (зально-купольной). В османском культовом зодчестве XV-XVIII веков именно двор явился отличительной особенностью мечетей, возводимых по султанскому заказу, что, однако, игнорируют существующие типологические исследования. В статье предлагается использовать соположение пространственных зон в качестве критерия архитектурной типологии мечети. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ |