Кононенко, Евгений Иванович. Стамбульские мечети "османского барокко": от новаторства к архаизации / Е. И. Кононенко> // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2019. - N 3. - С. 74-80. - Библиогр.: с. 79-80 . - ISSN 2074-2932 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Архитектура в целом--Турция Кл.слова (ненормированные): мечети -- османское барокко -- архаизация -- политическая риторика -- реставрация Аннотация: Рассматриваются две стамбульские мечети середины XVIII в. - Нуросмание и Лалели. Сравнение памятников, относящихся к одному архитектурному типу "большой османской мечети", но разделенных десятилетием, показывает различие в поставленных перед их создателями задачах, обращении к источникам, а также в использовании арсенала выразительных средств "османского барокко" для создания противоположных визуальных эффектов: в одном случае - для демонстрации европеизирующих устремлений, в другом - для намеренной архаизации образа здания. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ |
Кононенко, Евгений Иванович. Роль двора в архитектурной композиции мечети / Е. И. Кононенко> // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2020. - N 3. - С. 34-39. - Библиогр.: с. 38-39 . - ISSN 2074-2932 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Архитектура в целом Кл.слова (ненормированные): архитектурная композиция -- мечети -- культовое зодчество -- пространственные зоны -- дворовые территории -- сахн -- политическая риторика -- региональная архитектура -- исламская архитектура Аннотация: Открытый двор (сахн) исторически является важнейшей частью композиции исламского молитвенного здания. Арабская дворовая мечеть стала основой для формирования основных региональных архитектурных типов - "иранской" (айванной) и "турецкой" (зально-купольной). В османском культовом зодчестве XV-XVIII веков именно двор явился отличительной особенностью мечетей, возводимых по султанскому заказу, что, однако, игнорируют существующие типологические исследования. В статье предлагается использовать соположение пространственных зон в качестве критерия архитектурной типологии мечети. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ |
Кононенко, Евгений Иванович. Роль двора в архитектурной композиции мечети / Е. И. Кононенко> // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2020. - N 3. - С. 34-39. - Библиогр.: с. 38-39 . - ISSN 2074-2932 Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Архитектура в целом Кл.слова (ненормированные): архитектурная композиция -- мечети -- культовое зодчество -- пространственные зоны -- дворовые территории -- сахн -- политическая риторика -- региональная архитектура -- исламская архитектура Аннотация: Открытый двор (сахн) исторически является важнейшей частью композиции исламского молитвенного здания. Арабская дворовая мечеть стала основой для формирования основных региональных архитектурных типов - "иранской" (айванной) и "турецкой" (зально-купольной). В османском культовом зодчестве XV-XVIII веков именно двор явился отличительной особенностью мечетей, возводимых по султанскому заказу, что, однако, игнорируют существующие типологические исследования. В статье предлагается использовать соположение пространственных зон в качестве критерия архитектурной типологии мечети. Перейти к внешнему ресурсу ТЕКСТ СТАТЬИ |